02 декабря 1970 года, совершил свой первый полет самолет вертикального взлета и посадки Як-38 (Як-36М)

Як-38 (внутреннее обозначение: изделие ВМ, заводское обозначение: изделие 86, по кодификации НАТО: Forger-A – «Фальшивомонетчик», «Фальсификатор» или «Кузнец») – советский палубный штурмовик, первый в СССР серийный самолёт вертикального взлёта и посадки.

Як-38.jpeg

В истории этого самолета тесно переплелось многое: и трудная доля первопроходца, и дерзкие полеты над просторами океанов, считавшихся до того безраздельной вотчиной палубной авиации США, и перспективы развития, и несбывшиеся надежды. Наделенный скромными боевыми возможностями, первый советский вертикально взлетающий палубный штурмовик Як-38 все же внес весомый вклад в боеспособность военно-морского флота СССР и развитие отечественной авиации.
Возникновение класса самолетов вертикального взлета и посадки (СВВП) было предопределено самим развитием авиации. В ходе Второй мировой войны выяснилась высокая уязвимость взлетно-посадочных полос аэродромов, поражение которых затрудняло или вовсе исключало использование уцелевших боевых самолетов, а наметившийся в послевоенный период рост потребных длин ВПП и переход на полосы с твердым покрытием существенно обостряли проблему.

Як-38 1.3.jpg

Морская авиация палубного базирования тоже была исключительно заинтересована в создании СВВП, поскольку их использование теоретически позволяло сократить время вылета ударной группы и давало возможность эффективно использовать малые авианосцы и даже суда торгового флота, подвергшиеся относительно несложной доработке. Одним словом, вертикальный взлет представлялся решением множества наболевших вопросов, а появление турбореактивных двигателей, сулившее значительный прирост тяговооруженности, естественным образом порождало идею повернуть реактивную струю вниз.
2 декабря 1970 года В.Г. Мухин выполнил на Як-36М первый полет по-самолетному.
С выходом на испытания 3-го экземпляра и эталонного образца для серии к испытаниям подключились М.С. Дексбах и О.Г. Кононенко.
После нескольких фаз испытаний, в которых выполнялись вертикальные взлеты и посадки, висения, полеты по-самолетному и отработки переходных режимов, 25 февраля 1972 года М.С. Дексбах совершил полет по полному профилю.
В апреле 1972 г. заводские испытания были закончены, и начался этап «А» Государственных совместных испытаний в Ахтубинске.
За время испытаний не было потеряно ни одного самолета (в то время, как из шести опытных «Харриеров» разбились три), прошли они в целом успешно, что открыло новому самолету путь в серию и на палубу корабля.
Но прежде, чем «вертикалки» заняли свои места на палубах тяжелых авианесущих крейсеров проекта «1143» («Киев»), были проведены испытания на наземном стенде в ЛИИ (натурном отсеке корпуса корабля с участком полетной палубы) и противолодочном крейсере «Москва».

Як-38 1.1.jpg

Первую посадку на палубу «Москвы», перешедшей для этого в Феодосийский залив, совершил 18 ноября 1972 года М.С. Дексбах, он же 22 ноября выполнил «полный профиль» с палубы. В вахтенном журнале крейсера в этот день появилась запись: «День рождения палубной авиации».
В 1974 году на авиабазе в городе Саки началось формирование учебного центра авиации ВМФ, задачей которого была подготовка летчиков на Як-36М.
На аэродроме оборудовали специальные площадки для отработки вертикальных взлетов и посадок, а рядом с основной ВВП построили дополнительную, с металлическим покрытием и контуром полетной палубы ТАКР «Киев». 
Подготовительный этап подготовки проводился в Ахтубинске, а плановое переучивание в Саки началось в декабре 1975 года, когда поступил в эксплуатацию первый экземпляр «спарки» Як-36МУ, а с Саратовского авиазавода начали приходить серийные Як-36М. Первыми строевыми летчиками, освоившими полеты на новой технике, стали Ф.Г. Матковский, Ю.Н. Козлов и Г.Л. Ковалев.
Лучшим из них был Ф.Г. Матковский: назначенный командиром первого штурмового полка на Як-36М, он быстрее других прошел трудный путь «укрощения» СВВП, 19 августа 1975 года выполнил «полный профиль» на суше, а 6 апреля 1976 года произвел посадку на палубу ТАКР «Киев».
К маю 1976 года допуск к полетам получили уже шесть летчиков.
Началом карьеры первого в СССР легкого вертикально взлетающего штурмовика Як-36М можно считать 1976 год, когда ТАКР «Киев», имея на борту пять Як-36М и один Як-36МУ, совершил переход на Северный флот.
Во время этого похода, у берегов острова Крит в Средиземном море, состоялись первые полеты Як-36М за пределами СССР.
Эти события вызвали широкий международный резонанс, ибо стало ясно, что Советский Союз успешно наращивает свое военное присутствие в мировом океане.
По завершении похода вышло постановление Совета министров СССР, которым самолет Як-36М был принят на вооружение авиации ВМФ под обозначением Як-38.

Популярные статьи

18.04.2024

В минувшую субботу сотрудники Алексеевского ДОСААФ наводили чистоту и порядок на территории организации.

18.04.2024

Самая активная молодёжь Красноармейского района Волгограда собралась на слёт «Юных патриотов» в районный штаб «МЫ ВМЕСТЕ», расположенный в МЦ «Территория».

17.04.2024

Из города-героя Волгограда в зону проведения спецоперации отправилась очередная партия грузов, собранных региональными организациями ДОСААФ России и их единомышленниками.

Возврат к списку