Ту-95 (проект «95», изделие «В», по кодификации НАТО: Bear – «Медведь») – советский и российский турбовинтовой стратегический бомбардировщик-ракетоносец, самый скоростной в мире самолёт с турбовинтовыми двигателями.
До настоящего времени – единственный в мире серийный бомбардировщик и ракетоносец с турбовинтовыми двигателями.
Первой попыткой создать в СССР межконтинентальный бомбардировщик была глубокая модернизация Ту-4. «Самолет 80» (его первый полет состоялся 1 декабря 1949 года) преодолел расстояние 8000 км.
Однако начавшаяся вскоре Корейская война убедительно показала бесперспективность развития дальних бомбардировщиков на основе поршневых двигателей: реактивные истребители оставляли ей все меньше шансов прорваться к охраняемым объектам.
Именно поэтому, несмотря на возможность достижения дальности более 12000 км, были прекращены дальнейшие работы над следующим советским стратегическим бомбардировщиком – Ту-85.
В качестве новой модели такой машины предполагалось создать бомбардировщик с максимальной скоростью порядка 900 – 950 км/ч, грузоподъемностью до 20 тонн, дальностью полета до 14 – 15 тыс. км и высотой полета 13 – 14 тыс. м.
В ОКБ А Туполева были скрупулезно изучены варианты самолета практически со всеми перспективными авиадвигателями, разработанными в СССР: турбореактивными, ТРД в комбинации с поршневыми моторами, в комбинации с турбовинтовыми.
Изучались различные компоновочные схемы силовой установки. В частности, был выполнен эскизный проект по теме, в котором шесть ТРД типа АМ-3 располагались с двух сторон фюзеляжа, попарно один над другим, и еще два двигателя находились в фюзеляже внизу, позади крыла.
Все это выглядело весьма экзотично, но даже по первым прикидкам добиться заданных ЛТХ не позволяло.
В результате был сделан вывод о том, что в наибольшей степени требуемому самолету соответствуют четыре ТВД общей мощностью не менее 40000 э.л.с.
Новый самолет получил в ОКБ шифр «95».
Руководителем работ по теме стал Н. Базенков, впоследствии главный конструктор всех многочисленных вариантов семейства Ту-95.
В 1976 году, после его смерти, главным конструктором по всем самолетам серии Ту-95 стал Н. Кирсанов.
Согласно постановлению о создании «95», вышедшему 11 июля 1951 года, самолет требовалось изготовить в двух экземплярах.
В сентябре 1951 года ОКБ приступило к выпуску рабочих чертежей; в том же месяце началось изготовление первого экземпляра, а через год первая опытная машина была готова.
Задачами при испытании этого самолета являлись апробация в кратчайшие сроки правильности выбранной концепции стратегического межконтинентального бомбардировщика, проверка в реальных условиях всех его систем и оборудования. Машина «95/1» была чисто опытной, готовившей дорогу для «95/2» с ТВД ТВ-12.
В полет с экипажем, руководимым летчиком-испытателем А. Перелетом, «95/1» ушел 12 ноября 1952 года. Машина находилась в воздухе 50 минут.