День Военно-воздушных сил – памятный день Военно-воздушных сил в Вооружённых силах Российской Федерации.
Отмечается ежегодно 12 августа. Установлен Указом Президента Российской Федерации В.В. Путина от 31 мая 2006 года № 549 «Об установлении профессиональных праздников и памятных дней в Вооружённых силах Российской Федерации».
После создания в 2015 году Воздушно-космических сил Российской Федерации, в состав которых вошли Военно-воздушные силы, отмечается как День Воздушно-космических сил Российской Федерации.
Военно-воздушные силы (ВВС) – род сил в составе Воздушно-космических сил Российской Федерации (до 1 августа 2015 года являлись отдельным видом вооружённых сил).
Предназначены для решения следующих задач: отражения агрессии в воздушно-космической сфере и защиты от ударов с воздуха пунктов управления высших звеньев государственного и военного управления, административно-политических центров, промышленно-экономических районов, важнейших объектов экономики и инфраструктуры страны, группировок войск (сил); поражения войск (сил) и объектов противника с применением обычных, высокоточных и ядерных средств поражения, а также для авиационной поддержки и обеспечения боевых действий войск (сил) других видов Вооруженных Сил и родов войск.
Императорский военно-воздушный флот – военно-воздушные силы Российской империи, существовавшие с 1910 по 1917 год.
Несмотря на свою короткую историю, императорский ВВФ быстро стал одним из лучших воздушных флотов мира и сыграл значительную роль в развитии русской и мировой авиации. Императорский ВВФ делился на авиационные отряды по 6 – 10 самолётов. Они использовались в русской армии (армейская авиация) и флоте (морская авиация).
Императорский ВВФ был расформирован в 1917 году после Октябрьской революции. Большинство первых русских пилотов погибли в Первую мировую и гражданскую войны или эмигрировали.
Советские военно-воздушные силы Вооружённых Сил СССР были основаны в 1918 году как Рабоче-Крестьянский Красный Воздушный Флот.
Грандиозная индустриализация СССР позволила быстро модернизировать боевую авиацию, доставшуюся в наследство от Императорской России.
ВВС РККА получили большое развитие в середине 1930-х годов. Общее количество самолётов за период с 1929 по 1937 годы увеличилось с 1285 до 8139 (в том числе тяжёлых и средних бомбардировщиков с 48 до 2443, истребителей с 232 до 2255).
Первым серьёзным испытанием ВВС РККА стала гражданская война в Испании в 1936 – 1939, где отечественные самолёты противостояли (часто успешно) новейшим немецким моделям, в том числе Мессершмитту Bf.109.
За период с 1 января 1939 по 22 июня 1941 года ВВС получили от промышленности 17745 боевых самолётов, из них 706 самолётов новых типов: истребителей МиГ-3 – 407, Як-1 – 142, ЛаГГ-3 – 29, Пе-2 – 128.
К 22 июня 1941 года советская авиационная промышленность выпускала 50 боевых самолётов в сутки.
Через три месяца после начала Великой Отечественной войны, в последней декаде сентября 1941 года, уровень производства достиг 100 боевых самолётов в сутки.
За годы Великой Отечественной войны было подготовлено 44093 летчика.
После победы СССР в Великой Отечественной войне ВВС были серьёзно модернизированы, активно разрабатывалась новая техника, совершенствовалась тактика воздушного боя.
В 1947 – 1950 годах началось серийное производство и массовое поступление в Вооружённые Силы СССР реактивной авиации.
С 1952 года Войска ПВО страны оснащались зенитной ракетной техникой. Ежегодно на вооружение в ВС СССР поступало 400 – 600 самолётов.
В 1980-х начались разработки истребителя пятого поколения, в частности были запущены программы МиГ-1.44 и С-37.
Но экономический кризис и распад Советского Союза не позволил довести их до конца, финансирование новых разработок прекратилось.
Начался раздел ВВС между бывшими союзными государствами и независимыми республиками СНГ.
Военно-воздушные силы Российской Федерации были созданы после распада СССР на основе объединения, соединения и воинской части ВВС СССР, которые достались ей в процессе раздела Вооружённых сил СССР.
В 1994 – 1996 и 1999 – 2002 годах ВВС принимали активное участие в чеченских кампаниях.
Их деятельность осложнялась спецификой местного климата и рельефа.
ВВС России в ходе происходящего с 2008 года процесса реформирования Вооружённых сил РФ подверглись глубоким и масштабным преобразованиям. Наиболее значимым этапом начатого осенью 2008 года перехода ВВС РФ к новому облику явилась коренная реформа их структуры.
В настоящее время ВВС России по размеру воздушного флота уступает только ВВС США.
В эксплуатации Военно-воздушных сил находятся более 3600 единиц военной техники, а также более 833 на хранении.